Теоретически все дети — гении
Психоневролог из Зеленограда нашел ключ к выявлению таланта у ребенка
Откуда берутся маленькие Эйнштейны, Ломоносовы, Перельманы? Одни полагают, что такие дети рождаются один раз в сто лет, другие уверены, что потенциал изначально заложен в каждом ребенке, просто не для всех родители создают условия, чтобы уникальный дар развился. “Что же это за условия такие, — кормим их, одеваем, всем капризам потакаем, а все проку нет”, — говорит большинство пап и мам. “Не в этом дело, — отвечает им директор Зеленоградского центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), кандидат медицинских наук Юрий БЕЛЕХОВ. — Надо активно и целенаправленно развивать в ребенке творческую личность”. Согласно теории Белехова ребенок может и должен осознать, с какой миссией он появился на свет, начиная с 4—5 лет. “МК” представляет читателям возможность опробовать метод Белехова на собственных детях.
Высокий IQ — не гарантия жизненного успеха
“Предложите способ окраски теннисного шарика изнутри… На каком языке говорили Адам и Ева в раю?.. Оцените умственные способности разных пород собак…”. На первый взгляд все эти задания — шутка. На самом деле они взяты из специальной анкеты — тестового задания, по которой специалисты ЦПМСС определяют творческий познавательный интерес детей и подростков в той или иной области знаний. Причем, по словам Юрия Белехова, лучше всего начинать развивать таланты у чада в самые нежные годы. Так что начнем с самого начала.
— Средний дошкольный возраст — это самое драгоценное время для становления будущей творческой личности, — говорит Юрий Николаевич. — А многие родители всю заботу сводят к покупке модной одежды да походам в фаст-фуды.
— Вы несправедливы, многие современные папы и мамы сейчас просто помешаны на раннем развитии своих чад. Бедным детям из-за многочисленных кружков, студий и спортивных секций некогда даже на улице поиграть.
— Это другая крайность, которая к развитию творчества имеет лишь косвенное отношение. Постоянное вождение детей за ручку туда, куда кажется правильным родителям, лишает малышей самого главного в жизни — способности к выработке собственных целей и стратегии их достижения. Я в своей практике часто сталкивался с детьми, которые показывали удивительные результаты в школе, неплохо играли на фортепиано или скрипке, имея еще и солидный пояс по карате… Но при этом дети были совершенно не заинтересованы в самостоятельном выстраивании собственной жизни. Один такой 13-летний мальчик, которого привели ко мне на консультацию, даже не мог сформулировать хотя бы одно сильное желание. На мой вопрос: “Чего ты хочешь больше всего?” — он скучно ответил: “Не знаю, у меня все есть”. Вы понимаете, что это значит?! Это означает, что произошло блокирование развития самостоятельной творческой личности в человеке! Родители дали ему все, кроме самого главного — вовремя не объяснили, точнее, не дали самому понять, во имя чего надо добиваться хороших успехов в учебе, для чего надо иметь черный пояс по карате… И эта тенденция касается большинства наших детей — они уже ничего не хотят! Дело в том, что с малых лет за них “хотели” их родители, и это главное, определяющее в жизни чувство — чувство автора своей жизни — у детей атрофировалось. Когда такие девочки и мальчики заканчивают вузы, пусть даже с красными дипломами, жизнь для них практически останавливается. У них отсутствует мотивация для дальнейшего продвижения, — ведь мамы с папой рядом уже нет. И высокий уровень IQ не помогает. Я специально интересовался статистикой — успеха в жизни добивается одинаковое количество людей как с высоким интеллектом, так и не очень.
Мама в игре — не партнер
— Итак, первым делом, задолго до школьных уроков, прописей и зубрежки наизусть длинных стихотворений, я бы начал формировать у ребенка интерес к жизни и выработке базовых стратегий жизнедеятельности, — советует Белехов. — Без них никакой талант в полной мере не раскроется. Что это значит для 4—5-летних? Да просто побольше играть в игры, требующие творческой компетентности!
— Так они играют за компьютером, многие любят возиться с детским конструктором…
— Нет, тут игры нужны другие — ролевые, реалистичные, игры по правилам, с участием других детей. К примеру, в “дочки–матери”, в магазин, в казаки-разбойники наконец. Я понимаю, что в наше время не все дети ходят в детские сады, где это легче всего осуществить, понимаю, что современные дети давно не играют большими самостоятельными компаниями во дворах. Но мы должны как-то выходить из этой ситуации, договариваться с другими мамами, выводить детвору одновременно, давая возможность мальчишкам и девчонкам вырабатывать необходимые жизненные навыки в активных играх.
— Какие именно навыки?
— Во-первых, формулирование цели игры, — это уже большущий навык, который позволит детям в будущем иметь привычку формировать жизненные цели. Во-вторых, навык четкого формулирования смыслового замысла игры: “Зачем играть, в чем интерес игры?” Второй вопрос: как уговорить своих друзей поучаствовать в игре? Тут уже будет формироваться навык общения с окружающими, навык убеждения их, планирования своей деятельности. К примеру, Коле нравится играть в салочки, а Маше — в прятки. У ребенка может родиться идея совместить эти две игры в одну.
— А можно и родителям играть с ребенком…
— Это не возбраняется, но такой игры, как между ровесниками, у вас с чадом все равно не получится, мама в игре — не партнер. Ведь вы все равно будете уступать любимому отпрыску, а это в настоящей школе жизни недопустимо. У ребенка сложится ложное представление, что и во взрослой жизни все ему будут постоянно уступать.
На днях одна мама пришла ко мне на прием с 6-летним сынишкой с просьбой помочь определить, к какой сфере деятельности у малыша склонность. “Он и рисует много, и на детском пианино бренчит, и читает довольно хорошо”, — рассказывала она. Однако прежде чем выявлять его таланты, я задал мальчику вопрос: “А во что ты с ребятами любишь играть во дворе?” Ребенок растерялся. Оказалось, что во дворе он гуляет только с мамой или папой и сложившейся компании не имеет. Следующее задание подтвердило мою теорию — без творческих игр по правилам у ребенка так и остался не отработанным навык стратегического (смыслового) мышления. Я предложил мальчику простейший тест, который мы задаем в нашем центре всем малышам.
Тест на определение стратегического мышления у ребенка
Представьте себе комнату, в которой посередине стоит таз с водой, возле него сидит кот с удочкой и ловит в тазу рыбу. Из-за приоткрытой двери за котом подглядывает мышонок, полагая, что кот его не замечает. Ребенку предлагается объяснить смысловое содержание этой ситуации.
— Мальчик, не имеющий практически никакого игрового опыта, наш тест практически провалил, — поясняет Юрий Николаевич. — Он ответил, что “кот ловит рыбу, потому что хочет ее съесть”. То есть ребенок не проявил ни жизненной смекалки, ни стратегического мышления. Но были у нас и другие ответы, которые я оценил по высшему разряду. К примеру, один мальчуган сразу выдал. Что “кот водит мышонка за нос, выманивая его своим необычным действием на середину комнаты”. Уловили разницу?! Второй ребенок оказался более одаренным человечком, вышедшим на самостоятельное формулирование смысловой проблемы, смысловой неопределенности в окружающем нас мире. А это и есть основной залог будущего таланта.
“Надо уйти от тривиального понятия — дар Божий”
— Если не ошибаюсь, Станислав Лем говорил: “Философский камень (как смысловая неопределенность) валялся в пыли. Собаки его не замечали”. Для большинства людей иная возможная реальность, как правило, не осознается, остается незаметной и непонятной. Они видят лишь черное и белое. Человек талантливый эту неопределенность способен представить в ином виде — виде иного возможного смыслового содержания. Это не оригинальность — по-своему оригинальны и шизофреники, и рекламщики, которым надо просто поразить общество. Речь идет о создании нового качественного продукта, причем не важно, кем: футболистом, оперной певицей или художником — это то, что принимается всеми как подлинная смысловая красота.
— Разве реклама не может быть искусством?
— Конечно, может, но гениальные ролики встречаются редко. Этот вид деятельности имеет иную цель — как можно быстрее продать товар. А творчество не терпит суеты, оно крайне критично к своему продукту. Трудно представить Леонардо да Винчи оформителем витрин, и не только потому, что он медленно работал. Творец сам себе выбирает не только цель, но и глубину ее содержания. Только поймите меня правильно, я не принижаю достоинства добросовестных режиссеров модных клипов, как и ценность простых инженеров. Многие из них научились хорошо делать свое дело, выполнять кем-то поставленное задание… Но если в раннем детстве и отрочестве они не погружались в деятельность с высоким уровнем смысловой неопределенности, не имели опыта, навыка творческой деятельности, то в дальнейшем отложить все, что кормит, и вдруг начать придумывать нечто прекрасное в своей профессии они уже не смогут.
— А может, потому не смогут, что у них просто нет дара Божьего?
— Я считаю, пора уйти от тривиального понятия, что талант — дар Божий. Если человек не относится к категории умственно отсталых, то есть не болен, дар можно развить у значительно большего числа людей, нежели только у пресловутых 1—5%.
— Как понять, что ты не пианист, а скрипач?
— Итак, первое, что нужно сделать на самом раннем этапе развития ребенка, — продолжает Юрий Белехов, — это дать ему попробовать определить себя в той деятельности, которая у него получается лучше всего. Для того чтобы понять, что ты не боксер, а борец, не пианист, а скрипач, не писатель, а талантливый читатель, актер, тонко чувствующий писательский замысел, надо попробовать себя и тем и другим.
— Как же это узнать?
— Начинать, как я уже говорил, надо с 4—5 лет, с определения общих предпочтений. Чего больше в малыше — тяги к музыке, к рисунку, к цифре, форме или слову. Всего пять гармоний — не так уж и много. Дайте ему попробовать все.
— И как определить, есть у ребенка тяга к чему-либо или нет?
— Смотрите, что он может делать часами самостоятельно.
— К примеру, ребенок много рисует — значит, он будущий художник?
— Не обязательно. Во-первых, до 9—10 лет рисуют абсолютно все дети. Но из рисовальщика может выйти и художник, и скульптор, и дизайнер, и архитектор, и инженер… Надо смотреть, что он рисует, и каково смысловое содержание рисунка. И исходя из этих двух составляющих развивать его интерес дальше. К примеру, если ребенок тянется к краскам, стараясь постоянно улучшить цветовую гамму своей картины, то это скорее всего будущий живописец-пейзажист, а вот если темы рисунков сводятся к каким-то конкретным предметам — машинам или животным и при этом ни о какой художественности речи не идет, но есть конструкторская мысль, надо в дальнейшем отдать такого ребенка в кружок конструирования. Вот, к примеру, Паскаль, по сути дела, освоил математику вопреки желанию своего отца. Отец не хотел, чтобы сын шел по его стопам, и лишал его возможности читать математические книги. Но, когда однажды мужчина зашел в комнату к 12-летнему сыну и увидел полный канон теорем Евклида, которые мальчик сам изобрел, он был шокирован. Так и нашим современным родителям я бы посоветовал приглядываться к ребенку. Не насилуйте его, если он не хочет чем-то заниматься, пока он мал, смелее меняйте кружки, секции, занятия, ищите то, что ему понравится по-настоящему.
— По каким признакам понять, что зацепило?
— В первую очередь по глазам. Они горят желанием. Заинтересовавшийся ребенок внимает каждому слову и движению учителя.
— Как быть, когда вроде и слух у ребенка идеальный, и ноты быстро схватывает, а заниматься не хочет?
— Если ребенок скучает на занятиях, я бы посоветовал: ищите другой инструмент, пробуйте клавишные, духовые, смычковые, попробуйте петь в хоре наконец. Либо… меняйте педагога. Где-нибудь да загорятся у вашего отпрыска глазки.
— Ну а дальше?
— Дальше — смотрите, что у него получается, когда он что-нибудь творит, доводит ли он задуманное до конца, умеет ли сам себя корректировать. К примеру, ребенок, который занимается в кружке юного кулинара, может захотеть испечь маме пирог к 8 Марта. Насколько последовательны будут его действия, хватит ли ему терпения подобрать соответствующие ингредиенты? На определенном этапе может оказаться, что он выбрал очень сложный рецепт, — насколько хватит ему фантазии изменить первоначальный замысел, изменить стратегию и все-таки довести дело до конца, а не бросить его на стадии замеса теста.
Если торт получится, значит, у малыша действительно есть интерес к данному типу деятельности, он на правильном пути. Дальше ищите правильную школу, кружок, преподавателя, который смог бы раскрыть его талант полностью.
— По каким критериям надо выбирать преподавателя?
— Чтобы любил детей и чувствовал их. Такие педагоги не обязательно работают в самых престижных гимназиях и лицеях. Самый верный способ найти их — расспросить других родителей, чьи дети уже прошли учебу в той или иной школе или доме творчества. С 5-го по 9-й класс ребенку надо уже оттачивать свой стиль, разобраться в самом себе, а к 10—11-му — выходить на “взрослую” реализацию своего таланта.
Зачем красить березы?
— Как у вас все ловко выходит. В жизни все далеко не так. Многие молодые люди определяются со своими предпочтениями к концу школы…
— Я знаю о таких инфантильных детях, — это действительно проблема, которая приводит потом к довольно печальным результатам. Собственно, именно поэтому я и разрабатывал долгие годы свою методику раннего проявления талантов у детей.
— Мы начали разговор с необычного сборника исследовательских заданий, который предназначается для учащихся средней школы. Значит, с ними тоже можно еще работать, не все потеряно к 12—15 годам?
— Этот сборник поможет тем, кто чем-то интересовался, занимался в кружках, но так и не понял, кто он на самом деле. Из 100 заковыристых, а порой и чудаковатых вопросов-заданий типа “Какой биологический смысл в белой окраске берез?” или “Имеет ли какой-либо цвет глаз преимущество перед остальными?” подростку предлагается выбрать пять наиболее интересных. А самый интересный выполнить дома в виде проектно-исследовательского задания. На выполнение этого проекта дается две недели, и потом мы смотрим и анализируем с точки зрения психологии, насколько зрелое мышление прослеживается у молодого человека, насколько оно логично и талантливо. Но если чаду параллельны все вопросы, т.е. неинтересны и непонятны, помочь ему стать творческой личностью, увы, будет очень сложно.
В заключение нашей беседы Юрий Николаевич привел пример реализации своеобразной творческой деятельности, который в реальности очень расстроил одну учительницу: “В 3-м классе на уроке она дала задание детям придумать оригинальную форму поздравления одноклассницы с днем рождения. Основная масса учеников тут же взялась за карандаши и кисти — рисовали поздравительные открытки. Лишь один мальчик Дима сидел и просто жевал жвачку. Однако когда пришло время сдавать работу, он неожиданно для всех вынул жвачку и вылепил из нее красивого жирафа”.
В точности копировать подобное поздравление другим детям, пожалуй, не стоит, но учителям определенно следует обращать на таких талантливых “плохишей” больше внимания.