Веда и Аюрведа
«Веда — это такое чистое знание, которое появляется тогда, когда наблюдатель сам становится объектом наблюдения», говорит Махариши. Следуя этому определению мы можем понять, откуда берется Веда. Используя специальные Ведические технологии, или Йогу, любой человек может внутри себя обнаружить океан бессмертия и его выражения. Этот океан, безмолвный, непроявленный, непреходящий океан блаженства всегда волнуется волнами блаженства, Ведой, чистым знанием, которое последовательно проявляет себя от единственности вечной тишины к бесконечному полю многообразия, это бесконечное число различных уровней проявлений есть Жизнь. Это и есть Веда. Веда — это Жизнь, это вечно выражающая себя Природа, познанная в чистоте внутри, понятая в полноте внутри. Различные Ведические науки описывают различные уровни или различные качества Веды.
Аюрведа считает себя находящейся между непроявленным, скрытым, вечным и проявленным, очевидным, преходящем. Таким образом, взгляду Аюрведы представлена вся реальность — как поле Абсолюта, вечно покоящегося океана Ничто, Блаженства самого в себе, так и всех самовыражений жизни в полноте ее многообразия. Поэтому ‘Аюрведа — Брахма Видья‘ — «Аюрведа — знание Всецелостности».
Доши — Вата, Питта, Капха
Жизнь, будучи целостной реальностью, фундаментальной ценностью которой является Оджас, выражает себя через Вату, Питту, Капху — три психофизиологических принципа ее функционирования. Это концепция Аюрведы.
Вата заключает в себе идею движения, и в контексте человека она руководит движением эмоций, мыслей, движением тела и его частей, движением жидкостей, пищи, воздуха и т.д., а также координирует их взаимоотношения.
Питта отражает идею трансформации в течение жизни и отвечает за пищеварение и обмен веществ.
Капха облекает жизнь в ее вещественные выражения и в физиологии человека создает структуры тела, их связанность между собой, а также смазку этих связок (суставов, тканей, клеток и т.д.).
Вату, Питту, Капху называют дошами или «загрязнениями», имея ввиду, что их проявленная, относительная, качественная сущность загрязнена по отношению к непроявленному, абсолютному, бескачественному полю Бытия.
Функции Ваты, Питты, Капхи в физиологии
Когда жизнь человека течет в совершенной гармонии, это означает, с точки зрения Аюрведы, что она естественно выражает себя через гармонично функционирующие Вату, Питту и Капху.
Вата дает энтузиазм, уравновешенный вдох и выдох, правильно развитые ткани тела и чистые выведения отходов.
Питта: хорошее зрение, пищеварение, телосложение, естественные чувства жажды и голода, мягкость тела, сияние глаз и кожи, хорошее настроение и пробужденный интеллект.
Капха: маслянистость в теле и связанность его частей, твердость и тяжесть тела, потенцию, силу, выдержку, сдержанность и отсутствие жадности.
Качества Дош
Природа функционируя через Доши, выражает себя качествами. Каждая Доша имеет свойственные ей качества.
Вата: сухая, шершавая, холодная или прохладная, легкая, тонкая, движущаяся, чистая, жесткая, хрупкая и твердая.
Питта: слегка маслянистая, горячая или теплая, острая, жидкая или разжижающая, кислая, движущаяся, жгучая.
Капха: тяжелая; холодная или прохладная; мягкая; маслянистая или жирная; сладкая; стабильна, устойчивая; липкая и клейкая.
Холод Ваты отличается от холода Капхи. Классический текст сравнивает холод Ваты с холодом ветра, бриза или урагана, а холод Капхи — с холодом мокрой тряпки.
Подвижность Ваты также отличается от подвижности Питты. Подвижность Ваты порывиста, изменчива, непостоянна и разнонаправлена как ветер; подвижность Питты сравнивается с течением воды или масла, она однонаправлена.
Эти качества могут проявлять себя в разных явлениях природы, в разных уровнях функционирования человека. Например, горячее качество: жаркая погода, горячая пища, горячий темперамент, горячая кожа, горячие выделения. Подвижное качество: изменчивая погода; подвижный ум; изменчивые эмоции; подвижные или разболтанные суставы; непостоянный, переменчивый аппетит; нестабильный, изменяющийся тонус сосудов.
Места расположения Дош
Вата, Питта и Капха находятся во всех органах и тканях физиологии, но можно выделить преимущественные места их расположения. Место между пупком и сосковой линией (или диафрагмой) считается местом расположения Питты — домом Питты. Выше этого места — дом Капхи, ниже — Ваты.
Вата, опираясь на крестец, прямую кишку и толстый кишечник, движется вверх, Питта, опираясь на печень и диафрагму, движется в разные стороны, Капха, опираясь на голову и грудь, движется вниз. Эти тенденции движения Дош с возрастом могут накопить Доши в тех местах, по направлению к которым они движутся. Это проявляет себя дисбалансом. Так Вата, двигаясь вверх, имеет тенденцию накапливаться в области головы, и это выражает себя ощущением шума в голове и в ушах, на что часто жалуются люди преклонного возраста.
Кроме домов, Доши имеют свои «любимые» ткани и органы. Вата расположена в костной ткани, Питта — в красной части крови и в лимфе, а Капха — в остальных тканях. Вата расположена в крестце, прямой кишке, толстом кишечнике, ушах, ступнях, ногах, талии, почках и мочевом пузыре. Питта — в тонком кишечнике и в желудке, но преимущественно в двенадцатиперстной кишке. Капха — в груди, голове, шее, суставах и, так же как и Питта, в тонком кишечнике и желудке, но преимущественно в желудке. Выделения также распределены между дошами. Вата расположена в фекалиях, Питта — в поте, Капха — в моче.
Пракрити — конституция человека
Конституция человека — его Пракрити (Природа) — может быть описана с точки зрения Ваты, Питты и Капхи, т.к. Доши (Вата, Питта, Капха), функционируя, выражают себя определенными качествами. Любые явления в природе, в том числе и конституцию человека, можно описать в этих качествах, затем, определив к какой Доше имеют отношения эти качества, мы можем сказать, какого типа конституция у данного человека.
На самом деле, вопрос определения Пракрити человека более утончен, потому что с течением времени человек накапливает качества, несвойственные его врожденной природе. Так, по природе, мягкий человек может становиться суровым из-за условий, в которых он живет. Его маслянистая, нежная кожа может стать грубой и сухой из-за ветреного и жаркого климата той местности, где он постоянно живет и т.п. Таким образом, можно выделить природные качества психофизиологии человека — Пракрити, которые не меняются (или почти не меняются), и те, которые меняются под влиянием качеств внешней среды.
В целом, люди конституции Ваты, Питты или Капхи имеют следующие характеристики:
Вата: Легкое, худощавое телосложение. Все делает быстро. Тенденция к сухой коже. Не любит холодную погоду. Не регулярный голод и пищеварение. Быстро схватывает новую информацию, так же быстро забывает. Тенденция к беспокойству. Тенденция к запорам. Тенденция к неглубокому и прерывистому сну.
Питта: Среднее телосложение. Все делает со средней скоростью. Тенденция к красноватому цвету лица и волос, родинкам и веснушкам. Не любит жаркую погоду. Сильный голод и пищеварение. Не может пропускать прием пищи. Предпочитает холодную пищу и питье. Схватывает новую информацию со средней скоростью. Средняя память. Тенденция к раздражительности и гневу. Предприимчивый и резкий по характеру. Хорошие ораторы.
Капха: Массивный, плотно сложенный. Большая сила и выносливость. Делает все медленно, методично. Маслянистая, гладкая кожа. Волосы густые, с тенденцией к темному цвету. Медленное пищеварение, умеренное чувство голода. Медленно схватывает новую информацию, медленно забывает. Спокойный, уравновешенный характер. Медленно приходит в возбуждение или раздражение. Сон глубокий и долгий.
Основные комбинации этих типов дадут еще 4 варианта: Вата-Питта; Вата-Капха; Питта-Капха и Вата-Питта-Капха.
Таким образом, можно выделить 7 основных типов конституции человека: 3 — с преимуществом качеств одной Доши; 3 — с двумя и 1 — с тремя. Естественно, что сочетаются Доши в количественном и качественном взаимоотношении в природе человека бесчисленным множеством вариантов.