Лягушка, которая делает сама для себя воду
Коралловопалая литория, живущая в австралийских саваннах, в засушливый сезон пьёт росу собственного изготовления. Выползая на холодный ночной воздух и возвращаясь в тёплое убежище, амфибия конденсирует на поверхности кожи влагу, которую и впитывает.
Лягушка коралловопалая литория (Litoria caerulea) живёт в относительно засушливых австралийских саваннах, где, казалось бы, амфибиям совсем не место. Сезоны дождей в этих местах сменяются засухами, и перед лягушками встаёт проблема, как бы в самом деле не высохнуть. Исследователи из Мельбурнского университета сообщают, что коралловопалая литория нашла довольно остроумный выход из ситуации: она сама делает воду, используя конденсацию паров жидкости.
Как и все амфибии, литория не пьёт ртом, а впитывает влагу всей поверхностью тела. Увы, но именно из-за такой впитывающей способности кожи эти животные привязаны к влажным местам обитания: влага столь же легко испаряется через кожу наружу. Но ночи во время сухого сезона на севере Австралии, где обитает литория, довольно прохладные: температура воздуха опускается до 13 ˚C. Несмотря на исключительно низкую для неё температуру, литория выбирается ночами на открытое пространство – сучок дерева или верхушку термитника – и проводит на свежем воздухе какое-то время. После чего возвращается в своё убежище в какой-нибудь древесной расщелине, где температура может быть на целых 10 ˚C выше, чем снаружи, а влажность достигает 90-100%. Физика делает своё дело: тело лягушки покрывается росой, которая затем впитывается кожей.
Как пишут исследователи в своей статье в журнале American Naturalist, проведя 15 минут на холодном ночном воздухе и вернувшись домой, литория может впитать такое количество воды, которое составляет 1% от массы её тела.
О том, что многие животные могут использовать конденсацию паров жидкости, когда поблизости нет источников воды, исследователи догадывались давно. Ещё в 1969 году в лабораторных опытах на тарантулах, гекконах и жабах было показано, что все они могут собирать росу с поверхности своего тела для питья. Однако до сих пор не было ясно, используют ли животные в дикой природе такой способ сбора воды. Теперь на этот вопрос можно ответить утвердительно.
“Собственная” роса спасает амфибию с июня по август, а получаемая таким образом влага действительно покрывает её расходы при испарении. Похожим образом поступают некоторые насекомые в пустыне Намиб, что на севере Африки, которые “ловят” утренний туман. Но, как подчёркивают учёные, в данном случае удалось количественно оценить поглощение воды лягушкой и убедиться, что животное при этом оказывается в выигрыше. Некоторые зоологи, впрочем, указывают на то, что такой способ получения воды амфибия может реализовать лишь в довольно узких температурных условиях: окажись ночь чуть холоднее или день чуть жарче – и амфибии придётся срочно “изобретать” новые технологии водосбора.