Правила, а не ограничения
Люди так устроены, что к хорошему привыкают быстро и накрепко, а вот отвыкают долго и безо всякого удовольствия.
А все потому, что человеческий мозг, который мало чем отличается от мозга более-менее приличного млекопитающего, изначально устроен таким образом, чтобы толкать нас на поиски полезных для организма вещей. И ведь толкает, награждая ощущением удовольствия от мягкого дивана, сладкого тортика и жирного свиного ребрышка.
Но то, что было необходимо для выживания в каменном веке — побольше сожрать и как следует выспаться — в наше время называется по-другому. А именно — переедание и гиподинамия. Ведь теперь нам не надо гоняться за будущей едой и убегать во все лопатки, чтобы не стать едой самим.
Выходит, что все, что мозг считает правильным и полезным, в современных условиях ведет к разрушению весь остальной организм.
Поэтому имеет смысл вводить ограничения. Сознательные, конечно. А мозг — произведение древнее и загадочное — начинает активно сопротивляться. «Как это нельзя гамбургеры есть? — недоуменно вопрошает наше серое вещество. — Они жирные, соленые, пахучие! Хочу-хочу-хочу!» И скажите мне, какой силой воли надо обладать, чтобы выдержать нелегкое противостояние между мозгом и… мозгом?
Ограничивать себя очень трудно, но выход есть — вместо рамок надо вводить правила. В чем вся прелесть этого метода? Ограничение — это некоторое насилие над личностью, а правила — уже сознательный выбор. Чего с ними бороться?
Например, вместо того, чтобы постоянно твердить себе, что фаст-фуд вреден, и его нельзя, можно раз и навсегда решить, что есть всякие бургеры и сосиски — просто не в моих правилах. Ну, разве приличная девушка или не менее приличный юноша уподобляется всяким там этим пищевым наркоманам, которые ни дня без этой жирной дряни, а потом одежду на размер больше каждые два месяца покупают?
Да нет, конечно.
А кому какое дело, что ты пришел на учебу или работу с ланчбоксом, в котором салатик и ломтик нежирного мяса? Пусть завидуют молча твоим правилам и давятся своей быстрорастворимой лапшой. Кстати, чем не повод для гордости и снисходительного взгляда на это несовершенный мир и его обитателей?
Неплохое правило — утром на пробежку или вечером в тренажерный зал, кстати. И мозг, пытающийся подкинуть идею «поспать еще капельку» или «сходить по пивку» изумленно затыкается, вспоминая, что это не в ваших с ним правилах. Ничего, он еще спасибо скажет за дополнительную дозу кислорода и приличный восьмичасовой сон после хорошей физической нагрузки.
Кстати, бросать курить при помощи свежевведенных правил гораздо проще, чем даже при помощи гипнотизера. Попробуйте заменить «бросать курить надо, потому что это вредно (пора детей рожать, родители достали)» на «я курить не бросаю, потому что я просто больше не курю». Правило у меня такое — не давать всякой дряни оказываться сильнее меня.
И так во всем: правила позволят упорядочить и структурировать жизнь и не оставить в ней лазеек для вредных привычек или нездоровых увлечений. Если кому-то поначалу кажется, что привыкнуть к правилам неимоверно сложно, не стоит отчаиваться — начните с самого короткого списка на дверце холодильника, а там втяненесь.