Browse By

Транзишн: по пути перемен

https://pozitivchik.info/wp-content/uploads/HLIC/c4a2b19316739851eaf11b29ced759da.jpg

Путь от нефтяной зависимости к локальной устойчивости – так определяют философию существования своей общины жители транзишн-городов.

От нефтяной зависимости

В основе движения «транзишн» – Transition Movement – лежит идея о том, что при нынешнем захватническом и неконтролируемом потреблении ресурсов в скором времени на планете наступит истощение энергетических и других природных ископаемых. Вопросы экологической неустойчивости и опасности, возникающей для жизни, так или иначе, будут все больше волновать человечество. Уже сегодня ученые предупреждают, что нефть является ограниченным ресурсом. «Наличие в природе таких ресурсов как газ или нефть – это хорошо. Но у них есть пики добычи, после чего их объемы будут снижаться», – предупреждает Ричард Хейнберг (Richard Heinberg), автор книги Peak Everthing.

В мире каждый день потребляется 85 млн. баррелей нефти, из них 44% идет на производство бензина, 35% – составляют другие виды топлива. Остальное расходуется на агронужды, такие как производство пестицидов, удобрений. Нефть также используется для производства пластика, пенопласта, бытовой химии, косметики, химического волокна и тысячи других товаров.

«Ископаемые ресурсы стали великим благом для экономики и общества, но это создало множество проблем, таких как изменение климата, зависимость от иностранных ресурсов, экономические войны, загрязнение окружающей среды и, прежде всего, воды удобрениями и отходами нефтехимической промышленности, в результате чего возникают кислотные дожди и многое другое. Поэтому решать эти проблемы нужно комплексно», – считает Хейнберг.

В своей книге Out of Gas Дэвид Гудстейн (David Goodstein) утверждает, что именно в этом столетии человечество должно научиться обходиться без ископаемого топлива. Он видит два сценария развития мировой экономики после нефтяного пика. Один из них заключается во всеобщем и остром дефиците ресурсов, стремительном росте цен, последующей экономической депрессии, ресурсной войне и как апофеоз – глобальном потеплении.

При другом сценарии запасы нефти сохраняются, а спрос сокращается, используются чистые, возобновляемые и альтернативно чистые источники энергии. Развивается экологически локальное фермерство, становится меньше машин на дорогах, в результате чего наступает устойчивое и здоровое будущее.

График добычи нефти

«Причиной глобального потепления является то, что солнце нагревает Землю и вода испаряется для поддержания теплового баланса. Но этот процесс блокируется парниковыми газами: водяным паром, углекислым газом и метаном. Около половины всех парниковых газов, выброшенных человечеством, остаются в атмосфере, они укутывают Землю будто теплым одеялом, удерживая тепло и вызывая разогрев нижних слоев атмосферы и поверхности планеты. Чем толще одеяло, тем выше температура», – поясняет сопредседатель Нобелевского комитета, член Межгосударственной рабочей группы по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change) сэр Джон Хоугтон (John Houghton).

«Около трёх четвертей всех антропогенных выбросов парниковых газов за последние 20 лет являются следствием использованием нефти, природного газа и угля. Остальные выбросы вызваны изменения ландшафта, в первую очередь вырубкой лесов. Из-за выбросов погода становится все более непредсказуемой. Учащаются природные катаклизмы, наводнения, засухи, ураганы, в результате снижается урожайность сельскохозяйственных культур, исчезают многие биологические виды», – говорит ученый.

Рост уровня углекислого газа в атмосфере. На вставке - годовые колебания уровня CO2

Экологическую опасность безудержного потребления топливных ресурсов готов признать и сам бизнес. Исполнительный директор Zero Carbon Britain Пол Ален (Pole Allen) уверен, что пик добычи нефти и изменение климата – это взаимосвязанные вещи. «Они связаны вредным пристрастием к ископаемому топливу. Преодолеть эту проблему можно, если избавиться от нефти как топлива. Если мы наконец начнем снижать объемы выбросов СО2 в течение следующих 100 месяцев, только тогда сможем избежать катастрофы», – утверждает топ-менеджер.

Фермерский рынок в ЛиттелтонеК локальной устойчивости

Основателем движения Transition Movement или Transition network стал Роб Хопкинс (Rob Hopkins), преподаватель пермакультуры Кинсейл колледжа из Ирландии. Под его руководством в маленьком ирландском городке Кинсейле (Kinsale, Ireland) в 2005 году стартовал необычный студенческий проект, основанный на принципах пермакультуры. В основе пермакультуры, ставшей отправной точкой в социальном экологическом движении, лежит дизайн пространства на основе экологически целесообразных моделей. А термин “transition town” придумали студентки колледжа Луиза Руни  и Кэтрин Данн.

«Начав работать в Ирландии, я стал обращать внимание на местных жителей, которые использовали принципы пермакультуры  и мыслили в формате устойчивого развития, – рассказывает Роб Хопкинс. – Предметом моего изучения было взаимодействие города с деревней с целью безопасного прохождения пика добычи нефти. Итогом  стала разработка плана устойчивого развития Кинсейла на следующие 20 лет. Наша главная идея заключалась в том, что к нефтяному пику нужно готовиться уже сейчас, потому что это все равно произойдет».

В основе принципов транзишн-городов лежит локальное чистое земледелие, использование чистых альтернативных источников энергии, развитие местной экономики, локального чистого транспорта, поддержка личных инициатив и проектов, развитие различных форм взаимопомощи, совместное использование ресурсов (вещей, земли), совместное планирование развития городов, локальных общин и многое другое.

Садовое хозяйство в транзишн-городе

Зародившаяся в Англии модель «транзишн» стала быстро распространяться по всему миру. Следом за ирландским Кинсейлом движение проникло в Тотнес (Totnes, England), где была разработана концепция устойчивого развития города на 2005-2006 годы. Сегодня социальное движение, представляющее собой сообщество людей, стремящихся к изменению своей жизни и места жительства в сторону более экологичных принципов, активно развивается в Швеции, Дании, Германии, Франции, Испании, Италии, Нидерландах и, в т.ч., в США. Цель транзишн-проектов – избавление общины от двойной проблемы – климатических изменений (climate change) и нефтяной зависимости (peak oil).

Транзишн-город Раглан находится в Новой Зеландии (Raglan, New Zealand). Жители этого города решили не дожидаться пиковых цен на нефть и сами реализовали проекты по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии. Характерной чертой Раглана является использование солнечных батарей для отопления, нагрева, отвода воды и т.д. Этот город больше не зависит от нефти.

В 2008 году в статус «транзишн» перешел 100-й город, сразу же после этого события присоединились еще г. Кройцберг в Германии (Friedrichshain-Kreuzberg, Germany) и г. Фуджино в Японии (Fujino, Japan). «Транзишн» стали поселки, острова и даже крупные города. Первым действительно крупным транзишн-городом стал Норвич в Англии (Norvich, England). На сегодня существует уже около 160 крупных инициатив и тысячи других локальных мест, поддерживающих экологически устойчивый образ жизни.

Пермакультура: рукотворное строение

Образ мышления «транзишн» становится все более популярным трендом. Поддержать его может каждый, используя, например, энергосберегающие лампы, кондиционер в экономном режиме, отказываясь от пластиковых изделий, сортируя мусор, применяя экосумки, пользуясь, по возможности, общественным транспортом.  Каждый может найти что-то свое. Transition Movement – это движение, направленное на трансформацию образа жизни человека с целью создания локальной экономики и защиты природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *